Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.
Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
Психологи
обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно
такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.
Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка
должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей
самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять,
что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде
всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях,
а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого -
поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых
действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая
нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с
младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить
рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к
самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со
взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые
способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он
постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его
растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша
добиться лучшего результата.
К концу
младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные
вопросы, которые задают дети.
Развитие
самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и
индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к
самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи
взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не
злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению
к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая
характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность
и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к
деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет
критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к
целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить
отличия.
В этом
возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его
восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам
начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит
постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в
«как будто».
Как и в
раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок
способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его
кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных
источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие
у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память
дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально
окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не
способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете,
он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В
эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает
зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает
другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому
дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года
дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем
косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем
годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между
тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок
трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе,
воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать
карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает
изобразительные умения.
Ребенок
владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по
признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно
стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и
гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится
своими успехами.
В играх
ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть
любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку,
составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и
птиц.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий